Рубрика: ИнвестПсихология

  • Сегодня читатель, завтра лидер

    Сегодня читатель, завтра лидер

    Услышала недавно: «Два мальчика ухаживают за одной девочкой, а она выбрать не может, потому что они — жертвы ЕГЭ, рассказывают ей одно и то же, под копирку».

    Чтение  делает нас уникальными

    Уникальность каждого человека является важным фактором в создании и поддержании межличностных отношений. Признание и принятие этой уникальности способствует формированию крепких связей, улучшению коммуникации и углублению эмоциональной связи между партнерами.

    Чтение помогает людям лучше понять себя и свои эмоции через переживания героев книг. Это способствует развитию эмпатии и эмоционального интеллекта, что важно для формирования уникальной личности, ее идентичности.

    Чем больше мы читаем, тем лучше  понимаем структуру языка и способы выражения мыслей. Это позволяет нам более точно формулировать свои идеи и чувства, способствует привлечению внимания окружающих и укреплению привязанности на основе интересов ценностей.

    Л. С.Выготский назвал творческим чтением «воспроизведение чужого творения собственной душой».

    Чтение можно рассматривать как творческую деятельность.

    В процессе чтения мы анализируем факты, суждения, проводим синтез отдельных понятий, в результате чего закладываем фундамент нового знания. 

    Творчество в процессе чтения

    это скрытая от внешнего наблюдения смена мыслей, образов, фантазий, воспоминаний, рождаемых в нашем сознании в момент восприятия текста. Полученные впечатления от книги закладываются в долговременную память и лишь при определённых ситуациях могут активизироваться и проявляться. 

    Творчество как продукт чтения 

    часто может находить выражение в виде рисунков, отзывов, игр, театрализованных импровизаций и др. Они отражают внутренний мир читателя и те духовные процессы, которые совершались в акте чтения. 

    Чтение литературы является мощным источником вдохновения и стимулятором креативности

    Погружаясь в разнообразные миры и переживания героев, читатель активирует своё воображение и развивает способность к творческому мышлению.

    Чтение и его благотворное влияние

    Величайшие умы мира с уважением относились к чтению и отмечали его благотворное влияние на лидерские качества личности:

    • «Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание».   Даль В.
    • «Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная» (А. Пушкин).
    • «Если не умеешь говорить — учись читать» (Л. Помпоний).
    • «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить» (Ф. Вольтер).
    • «Читать полезно! Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нём лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце» (У. Теккерей).
    • «Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрёт. Человек, который никогда не читает, переживает только одну» (Д. Мартин).
    • «Вы узнаете большинство вещей, глядя, но чтение дает понимание. Чтение сделает вас свободными”. ― Пол Рэнд
    • “Сегодня читатель, завтра лидер”. ― Маргарет Фуллер
    • “Покажите мне семью читателей, и я покажу вам людей, которые движут миром”. ― Napoléon Bonaparte
    • “Ребенок, который носит книгу с закладкой, находится в двух местах одновременно”. ― Тони Эбботт
    • «Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».  Жанлис Ф.

    Чтение книг влияет на наше психологическое благополучие

    Это влияние проявляется в различных аспектах нашей жизни:

    Снижение стресса

    Чтение помогает эффективно снизить уровень стресса. Исследования показывают, что всего шесть минут могут снизить уровень стресса на 68% , что делает его более эффективным методом расслабления, чем чтение или прослушивание музыки.

    Погружение в литературный мир позволяет отвлечься от повседневных забот и проблем, временно отвлечься от стресса.

    Эмоциональная идентификация

    Чтение художественной литературы способствует эмоциональному выявлению персонажей, что развивает сочувствие и понимание  других людей. Это важно для формирования здоровых межличностных отношений и устойчивого взаимодействия.

    Читатели могут лучше распознавать и реагировать на окружающие эмоции и это положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.

    Терапевтический эффект

    Книги могут служить средством самопомощи и развития личности. развивает сочувствие и понимание  других людей, используя стратегию управления стрессом.

    Библиотерапия — практика использования книг для терапевтических целей — становится все более популярной благодаря своей эффективности в улучшении психического здоровья.

    Улучшение когнитивных функций

    Регулярное присутствие постоянных когнитивных функций, таких как чтение, память и внимание. Участие в умственно стимулирующих занятиях, включая чтение, может замедлить нарушение когнитивных способностей у людей.

    Это также помогает развивать критическое мышление и способность решать проблемы.

    Общее эмоциональное состояние

    Чтение книг может создать позитивное эмоциональное состояние и внести вклад в благополучие. Исследования показывают, что люди, которые читают регулярно, меньше депрессии и стресса.

    Чтение хороших книг может сделать человека более добрым и отзывчивым, что также улучшит общее качество жизни.Таким образом, чтение книг является мощным средством для поддержания и улучшения психологического здоровья. Оно помогает справляться со стрессом, развивает эмпатию и способствует общему психоэмоциональному здоровью.

    5 научно доказанных причин читать книги

    Как помочь ребенку любить книги

    Кто-то из великих сказал:

    Жизнь быстротечна и полагать, что ребенок сам придет к осознанию сущности и ценности чтения, к пониманию, что хорошо и что плохо в литературе и жизни – это значит не экономно относиться к драгоценному времени детства, заставлять блуждать ребенка в дебрях книжного хаоса, отвлекать его от решения встающих перед ним жизненных проблем. Наша задача соединять через творческое чтение литературу и жизнь ребенка, вести его к познанию самого себя и окружающей действительности, открывать ему дверь в духовно-нравственную культуру человечества.

     

    Актуальность чтения в разном возрасте

    Дети

    Для детей чтение играет ключевую роль в плане базовых навыков, таких как логическое и образное мышление. Книги помогают детям понять моральные дилеммы, развивают эмпатию и учат различать добро и зло.

    Чтение также способствует эмоциональному развитию, позволяет детям фантазировать и обсуждать прочитанное с родителями.

    Подростки

    В подростковом возрасте книги могут стать источником вдохновения и поддержки в трудные моменты. Чтение помогает формировать личность, развивать критическое мышление и расширять кругозор, что особенно важно в период поиска себя.

    Взрослые

    Для взрослых чтение способствует личностному и профессиональному развитию. Это помогает оставаться в курсе событий, развивать креативность и совершенствовать коммуникативные навыки. Кроме того, регулярное чтение может замедлить старение мозга и снизить риск деменции в пожилом возрасте.

    Пожилые люди

    Чтение в пожилом возрасте важно для сохранения когнитивных функций. Исследования показывают, что активное чтение может улучшить память и замедлить снижение интеллектуальных способностей.

    Это также способствует социальной адаптации, помогая людям оставаться информационными в общественной жизни. Таким образом, чтение – это не только знание, но и средство для личностного роста на протяжении всей жизни.

    Преимущества чтения для личностного роста

    Расширение кругозора

    Книги — это знания по самым разным темам, позволяющие читателям погрузиться в новые идеи и концепции. Это расширяет их понимание мира и проводит более глубокий анализ окружающей среды.

    Развитие мышления и креативности

    Чтение обеспечивает обучение мыслительных процессов. Оно усиливает память, внимание и способность к абстрактному мышлению, что делает человека более креативным и интеллектуально развитым.

    Читатели учатся сопоставлять и формулировать собственные мнения, что является обязательным аспектом критического мышления.

    Повышение эмпатии

    Чтение художественной литературы позволяет читателям переживать эмоции героев и глубже понимать человеческую природу. Это развивает эмпатию и способность сочувствовать другим людям, что важно для социальных взаимодействий.

    Стрессоустойчивость

    Погружение в книги помогает отвлечься от ежедневных забот и снизить уровень стресса. Чтение может служить для расслабления, улучшения общего психического состояния.

    Саморазвитие

    Книги по саморазвитию вдохновляют на поиск новых целей и преодоление трудностей. Они могут стать мощным стимулом для личностного роста, мотивируя нас раскрыть свой потенциал.

    Улучшение коммуникационных навыков

    Чтение обогащает словарный запас и помогает лучше формулировать мысли. Это важно как в личной, так и в профессиональной жизни, способствуя более эффективному общению с людьми.

    Таким образом, чтение книг — это не только получение знаний, но и значение для личностного роста, которое помогает развивать умственные способности, эмоциональный интеллект и социальные навыки.

  • Лень — это друг или враг?

    Лень — это друг или враг?

    Замечали, мы готовы вкладывать свою энергию во что-то лишь тогда, когда понимаем конкретную пользу и результат?
    В других случаях — нам «лениво».

    Согласно исследованию ученых из Канады, лень — это врожденное свойство нервной системы. Оно сформировалось эволюционным путем, в те времена, когда у человека было 3 основных стимула для действия — потребность в еде, безопасности и размножении. Во всех остальных случаях мозг давал команду «лениться» — избавляя таким образом организм от «лишней работы», чтобы сохранить энергию для действительно важных дел.

    Перед новогодними праздниками ко мне обратилась коллега. Она была на грани нервного срыва: работа, дети, домашние дела — всё это давило на неё. Каждый день она старалась делать больше, но чем больше она старалась, тем сильнее чувствовала усталость и апатию. На праздниках, в момент полного истощения, просто легла на диван и решила ничего не делать. Она поняла: ей нужно время для себя. И выходные дали ей возможность переосмыслить свои приоритеты и понять, что иногда «ничегонеделание» — это необходимая пауза для восстановления.

    Как оказалось, лень помогла коллеге не только восстановиться, но и найти новые подходы к своим задачам. Она решила распланировать свои обязанности и выделить время для отдыха. Появилось больше времени для себя и для детей.

    Но как же найти этот баланс между активностью и необходимостью расслабиться?

    Ошибки воспитания — источники лени во взрослом возрасте

    Начнем с детства, когда родители часто допускают ошибки, пытаясь заставить детей работать больше. Это приводит к негативным последствиям для психического и эмоционального состояния и во взрослой жизни. Рассмотрим основные ошибки родителей:

    1. Принуждение к деятельности: родители часто приглашают детей заняться темами, которые сами по себе считаются важными, не отдавая внимания интересам и желаниям ребенка. Это порождает внутренний конфликт и может привести к потере мотивации у ребенка.
    2. Завышенные ожидания: ожидание родителей может быть слишком пристальным, что приводит к чувствам неудач у детей. Например, фразы вроде «Почему ты не можешь быть лучше?» обесценивают их усилия и могут вызвать комплексы.
    3. Чрезмерная критика: частая критика и акцент на неудачах могут демотивировать ребенка. Вместо того, чтобы поддержать его в трудные моменты, родители сосредотачиваются на негативе, что приводит к заниженной самооценке..
    4. Отсутствие доверия: родители создают видимость доверия и продолжают контролировать каждое действие ребенка. Это может вызвать у него чувство недовольства и протеста.
    5. Игнорирование успехов: когда родители не отмечают достижений ребенка и акцентируют внимание только на проблемах, это может привести к тому, что ребенок перестанет стараться.
    6. Сравнение с другими: сравнение ребенка с его сверстниками или братьями и сестрами может вызвать у него чувство неполноценности и снизить мотивацию к учебе или другим видам деятельности.
    7. Недостаток времени на отдых: порой родители не понимают важности отдыха для детей. Постоянное давление и отсутствие времени на восстановление сил могут привести к выгоранию.

    Ошибки в подходе родителей к воспитанию могут сильно повлиять на наше развитие и мотивацию во взрослой жизни. Мы можем повторять их во взрослой жизни, но уже по отношению к себе. Наш внутренний Контролирующий Родитель часто воспроизводит модель воспитания наших родителей. Наше бездействие и лень — это эмоциональная реакция,  «детский» протест  на Родительское поведение.

    Важно помнить о необходимости поддерживать  инициативу Детского эго-состояния у ребенка, уважать  желания ребенка и предоставлять ему возможность для самостоятельного выбора. Это поможет создать здоровую атмосферу для развития и достижения целей.

    Способы борьбы с ленью

    Существует множество способов борьбы с ленью, которые помогают нам преодолеть нежелательное выполнение задач и повысить продуктивность.

    Способы борьбы с ленью

    Эти методы помогут вам не только охладиться с ленью, но и создать более продуктивную и приятную рабочую атмосферу в повседневной жизни:

    1. Составляем план

    Составьте четкий план на день или неделю, разбивая задачи небольшими шагами. Это поможет  увидеть, что нужно сделать, и снизить уровень тревожности перед крупными проектами.

    2. Утренний ритуал

    Начинайте каждый день с ритуала, который включает физические упражнения, медитацию или чтение. Это поможет зарядиться энергией и настроиться на продуктивный день.

    3. Используйте «Правило 5 минут».

    Установите для себя правило: начните выполнять работу всего пять минут. Часто это помогает втянуться в работу и продолжить ее.

    4. Поощряйте себя

    Награждайте себя за выполнение задач, даже если они небольшие. Это может быть что-то приятное, любимый десерт, разговор с подругой или время для отдыха.

    5. Разбивайте большие задачи

    Слишком масштабные цели могут напугать и вызвать нежелание действовать. Разделите их на более мелкие и выполнимые части.

    6. Определите реальные цели

    Ставьте перед собой достижимые цели, чтобы избежать разочарования и потерь. Нереалистичные ожидания могут привести к апатии.

    7. Приведите в порядок рабочее место

    Чистота и порядок во всем мире обеспечивают настроение и повышение продуктивности.

    8. Включите физическую активность

    Регулярные занятия спортом помогают повысить уровень энергии и улучшить общее самочувствие.

    9. Чередуйте задания

    Если ваша работа монотонна, переключайтесь между разными задачами, чтобы избежать усталости и сохранить интерес к работе.

    10. Общайтесь о своих интересах

    Объявите о своих планах друзьям или коллегам. Публичное обязательство может повысить вашу мотивацию и ответственность за выполнение задач.

    Прокрастинация—склонность к постоянному откладыванию дел

    Прокрастинация отличается от лени тем, что в случае лени субъект не хочет ничего делать и не беспокоится по этому поводу, а в состоянии прокрастинации он осознаёт важность и срочность работы, но не делает её, возможно, находя те или иные самооправдания. Для отдыха характерно восполнение сил, на прокрастинацию необходимо затрачивать энергию, что приводит к жизненным проблемам и болезненным психологическим последствиям.

    теория временно́й мотивации

    Прокрастинация имеет сходство с выученной беспомощностью — «состояние человека или животного, в котором они не предпринимают попыток к его улучшению (не пытаются избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеют такую возможность».

    Данное явление известно давно, и находит описание в пословицах:

    • Не откладывай работу на субботу, а женитьбу — на старость.
    • Нам бы так пахать, чтобы мозолей не набивать.
    • Пока гром не грянет — мужик не перекрестится
    • Не откладывай на завтра того, что можно сделать сегодня
    • Куй железо, пока горячо.

    Человек считает более полезным дело, если уверен в его удачном завершении и ожидает по его результатам большого вознаграждения.

    Напротив, нам кажутся менее полезными дела, до завершения которых осталось ещё достаточно времени. Чем болезненнее мы переносим задержки, тем менее полезными нам кажутся дела, на завершение которых требуется некоторое время. Другими словами, наилучшим образом работа выполняется тогда, когда по отношению к ней имеются высокие ожидания и личная заинтересованность, а время достижения сведено до минимума.

    Какого-то определенного рецепта, который предполагал бы избавление от прокрастинации, нет и быть не может, — это, в какой-то степени постоянная борьба с самим собой.

    Матрица Эйзенхауэра

    Обычно у людей не возникает проблем с прокрастинацией у людей, если они могут разделить дела на срочные и те, выполнение которых может подождать. Люси Макдональд, ссылаясь в качестве источника на идеи Д. Эйзенхауэра, а также С. Кови, автора методики «Управление временем по Франклину» и книги «Семь навыков высокоэффективных людей», предложила разделять все дела по двум критериям: важности и срочности.

    Категории времени

    Таким образом, в матрице Эйзенхауэра выделяется четыре категории дел, на которые уходит время:

    1. Важные и несрочные, которые не требуют немедленных действий. Их можно запланировать для решения в скором времени.
    2. Важные и срочные, куда входят все действительно неотложные дела: аварийная ситуация, болезнь, крайний срок, семейный кризис, угроза жизни. Их нужно сделать немедленно.
    3. Неважные и срочные, чтобы  можно было делегировать их и устранить неотложные, не влияющие на жизнь мелочи (н-р, ежедневная уборка дома).
    4. Неважные и несрочные задачи можно удалить. Это  категория ежедневных дел, которые делают очень маленький вклад в качество жизни или не делают его вообще, но отнимают время.

    Успех порождает успех. Исходя из этого, человеку следует поддерживать позитивный настрой, находя в любом предыдущем действии приятные последствия и, делая их стимулом для дальнейшей активной деятельности. Необходимо награждать себя за успехи, поддерживать ощущение собственной полноценности. Начиная новое дело, быть уверенным в том, что в прошлом были успешные действия, праздновать маленькие ежедневные победы, но не останавливаться на них, отслеживать соотношение побед и задач.

    Пять способов быстро работать и делать нелюбимые дела

    1. Энергетический сэндвич

    — это метод, который помогает справляться с нелюбимыми делами, совмещая их с любимыми занятиями. Вот как его можно применить:

    Принцип энергетического сэндвича

    Выбор нелюбимого дела : Определите задачу или дело, которое вам не нравится выполнять. Это может быть уборка, работа над проектом или изучение скучного материала.

    Обрамление любимыми занятиями : Выберите два занятия, которые вы делаете с удовольствием. Это может быть чтение книг, прогулка на свежем воздухе или просмотр любимого фильма.

    Структура сэндвича :

    • Вернитесь к любимым занятиям, чтобы настроиться на позитивный лад.
    • Затем переходите к нелюбимому делу, когда у вас уже будет прилив энергии и хорошего настроения.
    • Завершите процесс еще раз любимым занятием, чтобы оставить приятное послевкусие и восстановить мотивацию.

    Преимущества метода

    • Повышение мотивации : Обрамление нелюбимого дела любимыми занятиями помогает снизить негативные эмоции и повысить энергию.
    • Улучшение настроения : Позитивные занятия перед и после выполнения задачи создайте положительный эмоциональный фон.
    • Эффективность : Метод позволяет решать большие задачи и  делает их менее обременительными.

    2. Разрешить себе делать дело без желания

    Просто делайте и все! Осознайте свои эмоции:

    • Признайте свои чувства. Признайте, что у вас нет желания брать на себя эту роль. Это первый шаг к преодолению внутреннего сопротивления. Осознание своих эмоций помогает вам понять, что это нормально — иногда не хочется делать что-то
    • Напомните себе о «зачем». Вспомните, почему вы начали это дело: цели и принципы, которые важны для вас. Это поможет вам вернуть фокус и понять суть задачи.
    • Ищите поддержку. Поговорите с друзьями или коллегами о своих чувствах и проблемах. Поддержка и обмен мнениями могут вдохновить вас и дать новый взгляд на ситуацию.
    • Отдохните и восстановитесь. Качественный сон и время для себя помогают восстановить силы и улучшить общее состояние.

    3. Добавить в нелюбимое дело что-то приятное

    Включить приятную музыку фоном, налить чай с печеньками, под подкаст мыть посуду или убирать на кухне, готовить ужин под полезные эфиры

    4. Разбить большие дела на маленькие

    «Курочка по зернышку клюет» — гласит пословица. Разбейте основную задачу на небольшие, легко достижимые шаги. Например, вместо того, чтобы думать о завершении проекта, сосредоточьтесь на выполнении одного из этапов. Это создает ощущение прогресса и помогает восстановить мотивацию.

    Делая мини-шаги ежедневно в итоге вы справитесь с большим делом, которое пугало изначально. Лучше делать медленно и мало, чем не делать вообще.

    5. Начать с продолжения предыдущей работы

    Вечером можно подготовить черновик (материалы), а на следующий день просто сделать то, что намечено или написано на черновик. Используйте тайм-менеджмент и применяйте методы управления временем, такие как метод Помодоро или тайм-блокинг, чтобы организовать свою работу более эффективно. Это поможет вам сосредоточиться на задачах и избежать прокрастинации.
    Такой подход помогает не только справляться с трудными задачами, но и сохранять баланс между обязанностями и развлечениями в повседневной жизни.
    Управление задачами необходимо для того, чтобы при выполнении любого действия, человек хотя бы отдалённо в перспективе представлял, для чего (в масштабах всей его жизни) это делается и на что влияет. Человек учится понимать, чего он хочет, чего добивается и что надо для этого сделать. Каждое действие наполняется для него конкретным личным смыслом и он реже откладывает по-настоящему важные дела.
    Поделитесь, была ли полезна вам статья? Возможно, вы тоже подумали о постоянном давлении множества дел?

    Делитесь своими впечатлениями в комментариях! Ваши мысли важны для нас!